ФЕНОМЕН СОЦІАЛЬНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ У ПІДВИЩЕННІ СТІЙКОСТІ КОРПОРАЦІЙ НА НАЦІОНАЛЬНОМУ ТА МІЖНАРОДНОМУ РІВНЯХ

Автор(и)

  • V. A. Evtushenko доцент кафедри маркетингу та менеджменту зовнішньоекономічної діяльності, Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна.
  • T. P. Shevchenko викладач кафедри маркетингу та менеджменту зовнішньоекономічної діяльності, Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна

DOI:

https://doi.org/10.17721/apmv.2014.118.2.

Анотація

Анотація. Зміни, які відбулись не тільки в сучасній економіці, але й в світі в цілому, позначилися на подальшому розвитку суспільства. Постійно зростаюча роль транснаціональних корпорацій (ТНК) та їх внесок в розвиток суспільства вимагають більш детального розгляду особливостей їх функціонування.
На протязі останніх десятирічь особливо гостро постало питання покладення певних обов’язків на ТНК, оскільки велика влада та можливість впливу на суспільні процеси
вимагають і високого рівня відповідальності. Все більше уваги з боку влади та суспільства, а також міжнародних організацій привертається до соціальної складової діяль-
ності корпорацій та їхньої корпоративної соціальної відповідальності (КСВ).
Предметом дослідження є феномен КСВ у міжнародному бізнесі, сучасні технології та інституційні форми КСВ.
Мета – аналіз світового феномену КСВ, визначення його особливостей на вітчизняних та закордонних підприємствах, узагальнення технологій та інституційних форм корпоративної соціальної відповідальності на сучасних українських підприємствах, надання методичних рекомендацій щодо їх удосконалення.
Методологічною базою для підготовки статті стали праці відомих західних, російських і українських економістів з предмету дослідження, результати власних розробок,
аналіз основних міжнародних й українських технологій КСВ, економічні засади становлення практики соціальної відповідальності компаній в Україні, а також основні міжнародні стандарти в галузі КСВ. Для досягнення поставленої мети використані методи: діалектичний, історичний, логічний, системний.
У результаті дослідження визначені технології та інституційні форми КСВ, які використовують провідні компанії (на прикладі ДТЕК). Доведено, що вони орієнтовані на підвищення конкурентоспроможності в інтересах компанії та суспільства, надані практичні рекомендації українським підприємствам для подальшої реалізації КСВ як можливості виходу на закордонні ринки. Сферою застосування результатів дослідження є:
сучасна економічна теорія та міжнародна практика корпоративної соціальної відповідальності.
Ключові слова: інституційні форми, компанія, корпоративна соціальна відповідальність, транснаціональна корпорація, монополістичний капіталізм, стейкхолдери,технології.

THE PHENOMENON OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN IMPROVING OF CORPORATIONS SUSTAINABILITY AT THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS
Evtushenko V. A. PhD (Economics), Associate Professor of Marketing and Management of foreign economic Department, V. N. Karazin Kharkiv National University.
Shevchenko T. P. Lector of Marketing and Management of foreign economic Department, V. N. Karazin Kharkiv National University.
Abstract. The changes that have occurred not only in economy, but in the world as a whole, have affected the development of our society. The growing role of transnational corporations (TNCs) and their contribution to society require more detailed consideration of the peculiarities of their functioning. Over the past decades, especially the question of imposing certain obligations to TNCs, as much power and influence on the social processes and require a high level of responsibility. Increasing attention from the authorities and society, and international organizations invited to the social component of the activities of corporations and their corporate social responsibility
(CSR). The subject of study is the phenomenon of CSR in international business, modern technologies and institutional forms of CSR. Goal - analysis of the global phenomenon of CSR, the determination of its features at domestic and foreign enterprises, generalization of technologies and
institutional forms of corporate social responsibility of the modern Ukrainian enterprises, the granting of methodical recommendations for their improvement.
Methodological base for the preparation of this paper are the works of famous Western, Russian, and Ukrainian economists on the subject of the research, the results of our own developments, analysis of the main international and Ukrainian technologies CSR, economic bases of the establishment of practices of social responsibility of companies in Ukraine, as well as the main international standards in the field of CSR. To achieve this goal methods are used: dialectic, historical, logical system.
In result of studies identified technologies and institutional forms of CSR, which is used by the leading company (for example, DTEK). It is proved that they are focused on improving competitiveness in the interests of the company and society, and provides practical recommendations to Ukrainian enterprises for the further implementation of CSR as an opportunity to enter foreign markets. Scope of research results: the modern economic theory and international practice of corporate social responsibility.

Key words: institutional forms, company, corporate social responsibility, transnational сorporation, monopoly capitalism, stakeholders, technologies.

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ КОРПОРАЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ
Евтушенко В. А. Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента внешнеэкономической деятельности, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина.
Шевченко Т. П.  Преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента внешнеэкономической деятельности, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина.
Аннотация. Изменения, которые произошли не только в экономике, но и в мире в целом, сказались на дальнейшем развитии общества. Постоянно возрастающая роль транснациональных корпораций (ТНК) и их вклад в развитие общества требуют более детального рассмотрения особенностей их функционирования.
На протяжении последних десятилетий особенно остро встал вопрос возложение определенных обязанностей на ТНК, поскольку большая власть и возможность влияния
на общественные процессы и требуют высокого уровня ответственности. Все больше внимания со стороны власти и общества, а также международных организаций привлекается к социальной составляющей деятельности корпораций и их корпоративной социальной ответственности (КСО).
Предметом исследования является феномен КСО в международном бизнесе, современные технологии и институциональные формы КСО. Цель – анализ мирового феномена КСО, определение его особенностей на отечественных и зарубежных предприятиях, обобщение технологий и институциональных форм корпоративной социальной ответственности на современных украинских предприятиях, предоставление методических рекомендаций по их усовершенствованию. Методологической базой для подготовки статьи стали труды известных западных, российских и украинских экономистов по предмету исследования, результаты собственных разработок, анализ основных международных и украинских технологий КСО, экономические основы становления практики социальной ответственности компаний в Украине, а также основные международные стандарты в области КСО. Для достижения поставленной цели использованы методы: диалектический, исторический, логический, системный. В результате исследования определены технологии и институциональные формы КСО, которые используют ведущие компании (на примере ДТЭК). Доказано, что они ориентированы на повышение конкурентоспособности в интересах компании и общества, даны практические рекомендации украинским предприятиям для дальнейшей реализации КСО как возможности выхода на зарубежные рынки. Сферой применения результатов исследования: современная экономическая теория и международная практика корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: институциональные формы, компания, корпоративная социальная ответственность, транснациональная корпорация, монополистический капитализм, стейкхолдеры, технологии.

Біографія автора

  • V. A. Evtushenko, доцент кафедри маркетингу та менеджменту зовнішньоекономічної діяльності, Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна.

    кандидат економічних наук

Завантаження

Опубліковано

2014-02-25